Термин супербайк впервые был использован для обозначения определенного класса мотоциклов более тридцати лет назад. Но нынешний супербайк существенно отличается от машин ранних шестидесятых, давших начало этому типу аппаратов - легким, мощным спортивным мотоциклам. Современные супербайки, такие как Yamaha YZF-R1, Honda CBR900RR FireBlade или Suzuki GSX-R1000, сочетают в себе очень мощные, развивающие более 110 кВт (150 л.с.) двигатели, ходовую часть, (проектированную в соответствии с передовыми технологиями, и очень маленькую массу. Но прежде чем мы начнем рассматривать современные шедевры мотостроения, давайте совершим небольшой экскурс в историю супербайка. Первые мотоциклы появились в конце девятнадцатого века, когда многие изобретатели встраивали только появившийся двигатель внутреннего сгорания в велосипедную ходовую часть. Эти конструкции получили довольно широкое распространение. Считается, что первый мотоцикл с двигателем внутреннего сгорания - одноцилиндровым четырехтактным силовым агрегатом- выпустил в 1885 году Готлиб Даймлер (Gottlieb Daimler). КОНЕЦ ЭРЫ "БРИТАНЦЕВ" И ВЗЛЕТ "ЯПОНЦЕВ" 60-е года 20-го столетия охарактеризовались бурным развитием мотопроизводства - первыми уверенными шагами к облику мотоцикла дня сегодняшнего. До этого на мотоциклетном рынке доминировали аппараты британских производителей, таких как Triumph, Norton и BSA. Кроме того, американский Harley-Davidson и итальянские Ducati, Gilera и Laverda производили мотоциклы собственной конструкции, но все же основное направление в мотоциклостроении задавали именно британцы. Однако послевоенные финансовые проблемы британских мотопроизводителей привели к десятилетиям застоя в области разработки новых технических решений. Большая часть мотоциклов британского производства того времени представляла собой маломощные, ненадежные машины с высоким уровнем вибраций и постоянными протечками масла двухцилиндровых двигателей. Но такое положение вещей постепенно менялось. Японские мотофирмы, возглавляемые Honda, начали расширять гамму производимых мотоциклов - от малообъемных городских машинок, выпускавшихся ими в послевоенное время, до большеобъемных аппаратов. Но эта угроза с Востока долго не воспринималась всерьез самодовольными британскими мотопроизводителями, даже тогда, когда японские гоночные команды начали не только участвовать, но и побеждать в различных гоночных соревнованиях в Европе и США. Но все это самодовольство вдруг резко исчезло, когда компания Honda представила в 1969 году свою новую модель - 4-цилиндровый СВ750, первый из большого количества последовавших за ним успешных японских мотоциклов. Это был большой шаг вперед в плане повышения мощности, качества и надежности, поставивший на грань вымирания производителей низкокачественной устаревшей техники. На протяжении 70-х годов члены "большой четверки" японских мото-производителей - Honda, Kawasaki, Suzuki и Yamaha - продолжали со-вершенствовать выпускаемые мотоциклы и наращивать объемы продаж. Каждый год приносил новые достижения в области повышения мощности и технического совершенства. Такие машины, как Kawasaki с трехцилиндровым двухтактным силовым агрегатом, Suzuki RE5 с роторно-поршневым двигателем и шестицилиндровая Honda СВХЮОО коренным образом изменили представления о том, каким может быть мотоциклетный двигатель. ГОНКА МОЩНОСТЕЙ Очень часто большая мощность двигателей не соответствовала уровню исполнения ходовой части и технологиям производства шин, и только с начала 80-х годов управляемость японских мотоциклов стала приемлемой. Представленный в 1984 году Kawasaki GPZ900R был первым из плеяды современных спортбайков, и его технические характеристики впечатляют и по сей день. Рядный четырехцилиндровый 16-клапанный двигатель водяного охлаждения мощностью 75 кВт (100 л.с.) был помещен в грамотно спроектированную раму, обладающую высокой жесткостью. Этот мотоцикл, оснащенный полным пластиковым обтекателем, имел сухую массу меньше 230 кг. Выступавшие на Kawasaki GPZ900R гонщики заняли первые три места в и гонке Triumph Trophy на острове Мэн, тем самым установив Планку, к которой должны стремиться другие производители. В дальнейшем инженеры экспериментировали с оснащением мотоциклов турбонаддувом, впрыском топлива, велись разработки двухтактных двигателей гигантского объема, но основные принципы конструкции современного мотоциклетного двигателя уже начали вырисовываться. Жидкостное охлаждение являлось насущной необходимостью, также как и четыре (а иногда и пять) клапанов на цилиндр. Для обеспечения высоких характеристик спортбайков требовались четырехцилиндровые четырехтактные двигатели, и поэтому основными схемами двигателей стали рядная или V-образная. Характерными для того времени мотоциклами были появившиеся в 80-х годах Yamaha FZR1000, Honda CBR600 и VFR750, Suzuki GSX-R750 - превосходные, выполненные на высоком техническом уровне машины. Представленная в 1984 году Yamaha YZR500 выиграла шесть чемпионатов мира за период с 1984 по 1993 год. Гонщик Эдди Лоусон (Eddie Lawson) (на фотографии - слева) выиграл три из них. Тем не менее, в начале 90-х годов у японских мотоциклов начали появляться достойные соперники. Некоторые европейские компании, такие как Ducati и BMW, начали выпуск вполне современных машин. К этому времени у Ducati наконец закончился длительный период финансовой неопределенности, и легендарная итальянская фирма начала выпуск высококачественных мотоциклов, достойно себя ведущих как на дорогах общего пользования, так и на гоночном треке. Компания BMW, расположенная в Мюнхене (Германия), также начала использовать ряд необычных технических решений и передовых разработок при проектировании своих новых мотоциклов. На таких моделях, как Rl 100GS и K1200RS, были впервые применены подвески новой конструкции, а новый 4-клапанный оппозитный двигатель (Boxer) вернул к жизни R-серию туристических и спортивно-туристических машин. В Англии, в Хинкли, была возрождена уже, казалось бы, канувшая в Лету марка Triumph. Массированные финансовые вливания со стороны нового владельца марки Джона Блура (John Bloor) позволили фирме не только восстать из праха, но и в скором времени начать производство полностью обновленного модельного ряда современных супербайков - спортивных, туристических и дорожных машин. Жесткая ходовая часть современной конструкции и мощные многоклапанные двигатели жидкостного охлаждения наглядно показывали, что британские мотопроизводители все-таки усвоили урок, преподнесенный им японскими мотоциклетными фирмами. ПОСЛЕ 2000-ГО ГОДА К концу XX века рынок мотоциклов окончательно сформировался, появилось большое количество новых классов машин, и каждый желающий мог выбрать мотоцикл на свой вкус - совершенный спортивный снаряд или простой и надежный аппарат для повседневной езды, легкую и экономичную городскую машину или настоящего покорителя бездорожья. В классе самых мощных мотоциклов, так называемых гиперспортбайков, такими машинами, как Kawasaki ZX-12R и Suzuki Hayabusa, был преодолен рубеж скорости 200 миль/ч (322 км/ч), при этом мотоциклы оставались вполне пригодными для динамичных путешествий с пассажиром. Но все же столь огромная мощность влекла за собой ряд проблем, в частности, повышенные требования к подготовке водителя, и поэтому основные производители мототехники решили ограничить максимальную скорость своих гиперспортбайков до 300 км/ч (186 миль/ч). Класс гоночных четырехтактных спортбайков делится по объему и типу двигателя на четыре категории: машины с 600-, 750- и 1000-кубовыми четырехцилиндровыми и 1000-кубовыми V-образными двухцилиндровыми силовыми агрегатами. Наиболее сильная конкуренция среди производителей имеет место в классе 600-кубовых спортивных машин, потому что мотоциклы класса 600 см3 для большинства водителей являются оптимальным вариантом. Современные "шестисотой", такие как, например, Honda CBR600F, развивают максимальную скорость порядка 240 км/ч (150 миль/ч), обладают прекрасной управляемостью и при этом отличаются довольно низкими эксплуатационными расходами. Их более покладистый по сравнению с 750- и 1000-кубовыми машинами характер также больше подходит многим мотоциклистам. Заметно уменьшился спрос на машины класса 750 см3 - многие мотоциклисты выбирают либо менее дорогие машины класса 600 см3, либо совершенные 1000-кубовые мотоциклы. Но, тем не менее, машины этого класса не исчезли из производственных программ компаний, пример тому - экзотическая Yamaha R7 и более привычный Kawasaki ZX-7R. Произошло это, в частности, потому, что именно 750-кубовые спортбайки - главные участники чемпионата мира в классе супербайк, где они на равных состязаются с 1000-кубовыми двух- и трехцилиндровыми машинами. Также благодаря чемпионату мира в классе супербайк стали популярны спортивные машины с двухцилиндровыми V-образными двигателями рабочим объемом до 1000 см3. В начале 90-х годов в этой категории был только один мотоцикл - Ducati 851, позднее ему на смену пришли модели 916, 996 и самая последняя разработка - Ducati 998. Успехи этих машин подтолкнули компании Honda, Aprilia и Suzuki к производству собственных 1000-кубовых спортивных мотоциклов с двухцилиндровыми V-образ-пыми двигателями. Тем не менее, на гоночном треке в этом классе до сих пор доминируют в основном машины Ducati. Существенные изменения произошли и в открытом классе спортивных машин. Появившаяся в 1992 году Honda CBR900RR FireBlade перевернула все представления о том, каким должен быть спортбайк для дорог общего пользования. Производителям стало ясно, что недостаточно выпускать мощные двигатели и помещать их в обычную дорожную ходовую часть. Современный дорожный спортбайк соединил в себе огромную мощность 1000-кубового двигателя с размерами, массой и управляемостью 600-кубового мотоцикла. Эталонными машинами в этом классе стали новые Suzuki GSX-R1000 и Yamaha R1. В гоночных сериях Мото Гран При наряду с 500-кубовыми двухтактными машинами будут принимать участие 990-кубовые с четырехтактными двигателями. перепечатано с [MOTO-SALE]+
|