Безопасность езды
на мотоцикле
Обобщение многолетнего опыта мото-каскадера
Если ты веришь в судьбу, то на дороге тебе делать
нечего. Твоя судьба в твоих руках, мотоцикл — это твое продолжение,
он часть твоего мозга, твои руки и ноги, все зависит от тебя
самого. Если ты считаешь, что с тобой ничего не может случиться,
то ты в этом скоро разубедишься. Каждый, кто ездил
на мотоцикле, когда-нибудь падал, а если не падал, то все
еще впереди. И тебя это не минует. Если у тебя
в зависимости от настроения возникает желание открутить
по полной, то ты долго не проживешь. Если ты считаешь,
что мотоцикл — это модно и круто, то сходи на кладбище.
Перед выездом нужно проверить общее состояние мотоцикла: давление
в шинах, уровень масла, произвести хотя бы беглый осмотр,
не открутилась ли какая-нибудь гайка, не подтекают ли
жидкости.
Выкатывая мотоцикл, смотрите под ноги, можете поскользнуться и завалить
своего друга, не дай Бог на себя. То же самое и при
остановке: можете наступить в яму и ..бум!
Не пренебрегайте элементами защиты в своей экипировке! Даже такая
малость, как перчатки, служат не только для защиты от холода,
но и защищают руки. Достаточно упасть на руки на скорости 5 км/ч, и кожа
с ладоней останется на асфальте. Я уж не говорю
о шлеме, причем шлеме застегнутом. Мало того, что падение головой
на дорогу приводит к печальным последствием, так еще можно поймать
глазом муху, навозного жука, шмеля, камень или даже тополиное семечко, которое
в последствии удаляют в клинике.
При езде нужно полностью отключиться от посторонних мыслей
и сосредоточиться. Желательно потренировать периферийное зрение: смотреть
прямо перед собой, не крутя головой, и держать в поле зрения как
можно больше участников дорожного движения. При перестроении или совершении
любого другого маневра, нужно обязательно не только посмотреть
в зеркала, но крутнуть головой, чтобы проверить «мертвую зону».
Cпециально для новичков: если страшно и непонятно, можно ли ехать,
например, при выезде направо на перекрестке, то лучше остановиться).
При обгоне или перестроении нужно проверить сзади не только
ту полосу, на которую выезжаешь,
но и ту, от которой удаляешься (т. е. посмотреть
и налево и направо), т. к. встречаются перцы, скачущие
через три ряда: только что его не было, бац, и он уже рядом.
Не нужно самому задерживаться в мертвой зоне автомобиля — вас
бортанут не со зла, но кому от этого легче. Приучите себя
поглядывать в зеркала каждые несколько секунд, даже стоя
на перекрестке — эта привычка может когда-нибудь вас спасти. При
пересечении закрытых перекрестков, даже если вы едете на зеленый
сигнал светофора, лучше сбавить скорость — идиотов еще достаточно. Это
относится и к старту со светофора — кто-то
может лететь на «красный».
При маневрах, приближенных к экстремальным (например, обгон
по узкой дороге с выездом на встречную полосу), помните, что
в самый ненужный момент может чихнуть двигатель, закончиться бензин, или
обгоняемая машина резко вильнет, объезжая яму или собаку. Старайтесь сами
не создавать помехи для окружающих, соблюдайте рядность и скоростной
режим. Если Вы движетесь медленнее основного потока, то у Вас
появляется больше шансов быть «подрезанным».
Следуя за автомобилем, помните, что он может пропустить
препятствие между колес, и соответственно выбирайте свое положение за ним.
Желательно всегда иметь в запасе место для перестроения,
т. е. двигаясь в плотном потоке, лучше держаться
за автомобилем так, чтобы можно было его без особых усилий объехать без
торможения. Обращайте внимание, есть ли на впереди идущей машине
зеркала, и видит ли вас ее водитель. Для этого всегда нужно
держать зажженной фару. За грузовиками лучше не ездить вообще, если
не хотите получить в лоб вылетевшим из-под колес камнем.
При езде в пробке не мчитесь между рядами. Если все стоят,
то Ваша скорость — 10-20 км/ч. Не лишним будет
напомнить, что пальцы всегда должны быть на рычагах тормоза
и сцепления. Не рекомендую выезжать на встречную или
разделительную полосы. На разделительной, кстати, всегда много песка.
Если у Вас есть страх перед определенными ситуациями (прохождение
поворота, экстренное торможение, езда по «гребенке»), то советую
специально тренироваться либо на треке, либо в городе, если позволяет
дорожная ситуация. Например, можно ездить по той же гребенке, раз за разом
увеличивая скорость или проходить один и тот же поворот каждый раз
с большей скоростью.
При торможении избегайте резких движений. Резкое инстинктивное торможение
может привести к срыву колеса на юз. Прежде чем тормозить
в экстремальной ситуации, подумайте, а стоит ли это делать
вообще — может, лучше уйти в сторону с наименьшими потерями.
Если же нужно тормозить, то нажмите на рычаг
не со всей «дури», а так, чтобы мотоцикл успел клюнуть носом,
а затем дожимайте его, следя за тем, чтобы не кувыркнуться через
переднее колесо. Описанный процесс происходит в доли секунды, так что
не пренебрегайте тренировками по мере возможности — когда-нибудь
это может избавить вас от неприятностей.
Если у вас есть пассажир, то ваш тормозной путь существенно
увеличится. Если столкновение неизбежно, то нужно быть готовым
к «катапультированию». Всегда лучше падать подальше от мотоцикла,
и не надо бояться это делать — это гораздо безопаснее, чем
кувыркаться вместе. Даже если вы видите, что удара по касательной не избежать,
то все равно лучше оттолкнуть мотоцикл от себя в сторону
предполагаемого удара. К этому нужно быть готовым в любую секунду
и не расслабляться. Езда на мотоцикле — не игра
в шашки.
Напоследок: если вы мотоциклист начинающий, не убегайте
от ГАИ и не состязайтесь с отморозками, даже если
вы думаете, что вы уже «классно водите». Это аутоэйфория.
За рулем будьте внимательны и спокойны.